Порошина Надежда Сергеевна — педагог — психолог

 «В каждый момент человек имеет выбор:

или отступление, или продвижение к цели.

Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите,

либо выбор цели и рост духовных сил».

(А.Маслоу)

Работа в школе началась не сразу, для этого пришлось пройти несколько жизненно важных этапов.

Когда я только что начала работать в школе, ко мне в кабинет зашла ученица 5 класса, с просьбой рассказать о профессии психолога. Мы долго беседовали, я говорила о плюсах и минусах своей профессии, и вдруг она спросила меня: «Скажите, пожалуйста, психолог для вас, это просто профессия или что – то большее?».  Я, почему – то задумалась. «А действительно ли это всего лишь профессия?!» Девочке я ответила, что я люблю свою работу, на сколько бы сложной она ни была.

Все мы в определённый момент жизни задавались вопросом: «Кем быть?». На свой вопрос была получена масса советов от родителей и друзей, но никто не говорил о психологии.

И все – таки, почему же люди хотят стать психологами?

Психолог – это была и остаётся таинственная профессия для многих. Говорят, что в психологию идут по двум причинам: кто-то хочет помогать другим, а кто-то хочет разобраться в себе.

Не все доходят до конца, остаются только самые стойкие: часть отсеивается в начале, а кто-то уже имея диплом, уходит из профессии. И остаются только избранные. Да, пусть это звучит громко, но это именно так.

Выбирая профессию, часто ли мы задумываются над своими истинными побуждениями?! Зачастую, мы видим лишь внешнюю сторону профессии (стану психологом, у меня будет свой кабинет, смогу консультировать людей зарабатывать хорошие деньги, люди будут относиться ко мне с благодарностью, и т.д.).  При этом, мы забываем, что есть ещё и внутренняя сторона профессии, которая предполагает наличие у человека определённых качеств, а также тяжелейший труд, на который готовы далеко не все. Ведь работа в системе «человек – человек», считается самой сложной. Прежде чем выбрать эту профессию, необходимо осознать то, что тобою движет в желании обрести профессию психолога.

Вот и я задумалась над этим вопросом. И мои мысли унесли меня в далёкое детство. Как и все дети, я мечтала о том, кем я стану, когда вырасту. Мои профессиональные предпочтения сменяли друг друга: то я хотела стать юристом, то детским врачом, то парикмахером, то профессиональным музыкантом. Но все это было лишь временным увлечением. Сколько себя помню, мне всегда нравилось помогать людям. Когда я видела на улице плачущего ребёнка, я старалась пожалеть его; если человеку было грустно, я пыталась подбодрить, поддержать его; при конфликтах, я пыталась разобраться в проблеме и помирить ребят. Не было особой проблемы, чтобы помочь пожилым людям, например, донести пакеты или просто провести до нужного места. Мне казалось это естественным, что люди помогают беспомощным и нуждающимся, но, к сожалению, все не так. Я росла каким — то «миротворцем».

Я росла, училась, заканчивала школу и тут – то подошло время выбирать профессию… Меня очень привлекала психология, но в тоже время мне нравилась профессия юриста и я растерялась…

У меня был сложный характер и сложный подростковый период, когда в один «прекрасный» момент я закрылась от всех. В школе у нас был психолог и я с удовольствием ходила к нему. Я просила различные тесты, научную литературу по психологии. Мне было очень интересно – «а что же такое психология?», ну и по ходу событий, я постепенно начала разбираться в себе. Что же происходит со мной. В конце одиннадцатого класса, в моей жизни появилась одна женщина, она была мануальным терапевтом. Она заметила, что я закрываюсь от окружающих. Как — то был момент, она пришла к нас домой, а держала брошюру одного из университетов и не могла определиться, куда же все – таки пойти, какой факультет выбрать.

Она помогла мне с выбором, точнее, подвела меня к желанному и я твердо решила идти учиться на психолога.

Поступила в педагогический университет на клинического психолога. По окончании учебы встал вопрос, куда же идти работать. Практики толком не было.

Устроилась в центр социальной помощи семье и детям на отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и… если честно, я не совсем понимала, куда же я попала. Увидев контингент, с которым я должна была работать, мне стало страшно, а вдруг не справлюсь, все – таки, детская психика, было жалко деток (я даже не догадывалась, что в нашем поселке столько много деток — инвалидов).

И все – таки, со временем, я освоилась, мне стало нравиться работать психологом, быть (!) психологом. Отрада для души – когда детки выходили из кабинета счастливые и улыбающиеся, хотелось для них делать все.

Все – таки сложно работать по профессии, если это не твое призвание…

Спустя три года работы в центре, я устроилась работать в школу – интернат, специфика школы — умственно – отсталые дети. Меня это уже не пугает. Конечно, приходится учиться у более опытных коллег, читать различную литературу для самообразования и это очень здорово.

Я получаю удовлетворение от того, что помогла ребёнку, учителю или родителям. Помогая людям, чувствую, что нахожусь в гармонии с собой.

Как говорил  Абрахам Маслоу: «Чтобы находиться в согласии с собой, человек должен быть тем, чем он может быть».

Когда я иду по коридору своей школы, и вижу шагающего мне навстречу ребёнка, а на его лице благодарную улыбку, то я понимаю, вот он –  результат моей работы! Вот то самое главное, то, ради чего я и работаю школьным психологом! Сейчас я понимаю, что двигало мною в желании обрести профессию психолога — это искреннее желание оказывать помощь людям, помогать находить причины проблем, но, не решая эти проблемы за них, а лишь протягивая им «нить Ариадны».

Так все – таки, призвание или профессия — работа психолога?

Я бы сказала, что это образ жизни. Без призвания нельзя. Наверное, надо любить эту работу каким-то совершенно особым образом, чтобы избежать разочарования. Надо видеть в ней позитив, уметь сделать так, чтобы детские глаза засияли счастьем. Не любить эту работу, не жить ею, невозможно.

Психологии без творчества не бывает. Психолог постоянно что-то создаёт. Он не может не быть творцом.

Все – таки, я прихожу к выводу, что психология – это призвание плюс профессия,  которой надо учиться всю жизнь, настолько она глубока,  многогранна.

Психология – это целый мир, вселенная,  в которой центр – личность  человека с его эмоциями, характером, надеждами и возможностями.

«Я вижу мир, огромный, разноцветный.

Чудесны в нём закаты и рассветы,

Прекрасен звёзд небесный хоровод.

В нём невесомо диск луны плывёт.

Я вижу мир. В нём человек- хозяин.

Силён, умён, по-своему прекрасен.

Он знает жизнь. И даже понемногу

Себя он мнит — хоть чуточку — но Богом.

И  в этом мире, близком и далёком,

Ты можешь быть безмерно одиноким,

Беспомощным,  таким незащищённым,

Но в этот мир отчаянно влюблённым.

Прекрасен мир! В нём власть стихий,

Слагаются здесь песни и стихи.

В нём всё прекрасно: радости, потери.

Я в этот мир вам открываю двери!»

Замечательная профессия —  педагог-психолог, если у тебя к ней есть призвание. И я согласна с теорией разумного эгоизма, надо жить для себя и работать так, чтобы окружающим становилось лучше от того, что ты делаешь, от плодов твоей работы.

«Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу» (Л.Н. Толстой).